По-Французски слово «сават» означает «старый стоптанный башмак», а в переносном смысле – данным термином называли старый французский метод боя ногами в обуви, с подключением в случае необходимости ударов руками.

В 1824 году  парижский хулиган Мишель Кассо смог составить  и опубликовать в брошюре перечень различных приемов, употреблявшихся в тогдашних уличных драках. Описанную методику он назвал «сават».

Основу его системы составляли прямые, круговые, и боковые удары ступней, обутой в грубый башмак, по голеностопному суставу, голени, колену. Руки требовалось держать преимущественно внизу, для захвата ног противника и блокировки ударов в пах.

Благодаря своей публикации, Кассо буквально за неделю стал очень известным. Толпами повалили ученики, в результате чего в 1825 году был открыт первый зал савата на улице Бюффо в Париже.

Завидуя популярности Кассо, многие известные бойцы со всей Франции бросали ему вызов, но месье Мишель сражался в блестящей манере, не зная поражений. Из встреч с представителями других школ вынес полезность ударов ступней не только по нижнему, но и по среднему уровню, чем и дополнил свой арсенал.

Другой предтечей современного савата являлся «шоссон». «Шоссон» — в переводе с французского – обувь без каблука, с подошвой из войлока или драпа, которая служит для занятий танцами, фехтованием и другими упражнениями, требующими «легкой ноги».

Известно, что в Марселе и его окрестностях были популярны соревнования, участники которых стремились прикоснуться носком ступни, обутой в тапок, к телу партнера выше пояса. Особенно по душе «Марсельская игра» пришлась скучающим в порту марсельским морякам, которые не стеснялись позже использовать удары ногами в кабацких драках.

В то же время набирало силу другое направление – романтический сават – практиковавшийся только в залах, сутью которого было предпочтение не грубой силе, а «игре ног». Как правило, данным направлением были увлечены представители буржуазии.

В результате слияния марсельской игры и романтического савата появился шоссон, позволяющий властвующей элите быть сильной, не тренируя силу специально. Так же для сохранности пальцев и лиц состоятельных клиентов, наставники шоссона ввели еще и пухлые кожанные перчатки. Считается, что термин «шоссон» вошел в употребление с 1829 года.

«Отцом» французского бокса по праву считается Шарль Лекур, обучавшийся у Мишеля Кассо с 16-ти лет и ставший лучшим его учеником. Лекуру не нравилась репутация савата, как жесткой уличной драки, популярной среди низов общества и в 1830 году он открыл собственный зал в более благополучном районе Парижа.

В том же году он провел поединок с одним из сильнейших английских боксеров Оуэном Свифтом и потерпел полное поражение. Тогда Лекур уезжает в Англию обучаться основам бокса.

А в 1832 году начинает преподавание новой дисциплины, которой дает название «французский бокс».

Благодаря Лекуру аристократия и буржуазия сочли французский бокс «своим» спортом наряду с фехтованием и верховой ездой. В итоге во многих залах фехтования появились учителя бокса – сначала в гимнастических, а потом в военных. Наиболее известными стали: «Французская школа фехтования», «Военная школа физического воспитания» и лицей Шапталь.

С 1848 года Шарлю стал помогать его младший брат Юбер, придумавший оригинальный жанр, сочетавший бокс, бой на палках (тростях) и эстрадные песни (ритуннель). Подобные «концерты» получили распространение по всему Парижу и сохранялись как жанр несколько десятилетий, вплоть до мировой войны 1914 года.

Итак, Шарлю Лекуру, профессору французского бокса и фехтования, удалось не только социальное, но и техническое преобразование классического савата в более совершенную спортивную дисциплину.

Лучшим и самым преданным последователем Лекура был Жюльен Леклер, руководивший залом на улице Ришелье. Этот центр французского бокса проработал много лет и имел огромное количество учеников.

Вклад Леклера в развитие французского бокса огромен. Основу его метода составляли уроки Шарля Лекура, но он пошел дальше. Он занимался сравнительным анализом английского и французского бокса, в результате чего стал придавать особое значение уклонам, ныркам и стопорящим ударам по атакующим конечностям. В своем преподавательском стиле делал уклон на подготовку учеников к реальному уличному бою, в отличие от своего учителя, тяготевшего к спортивным поединкам.

Еще одним ярким представителем французского бокса являлся цирковой атлет Луи Виньерон, прославившийся трюком «человек-пушка». Он выходил на арену, держа на плечах пушку весом более 300 кг, и производил из нее выстрел настоящим ядром.

Долгое время он не имел равных на ринге и в 1850 году был провозглашен чемпионом французского бокса.

Противостоять этому мастеру смог лишь английский боксер Канингхэм и собственный ученик Виньерона и спарринг-партнер Жозеф Шарлемон.

После 4-х лет военной службы Жозеф Шарлемон уволился в запас и перебрался в Париж, где и был зачислен в школу бокса Виньерона. Тренировки и спарринги с учителем он совмещал с огромным количеством поединков и показательных выступлений. Для последних он даже придумал забавный костюм, который послужил прообразом современных комбинезонов для савата.

В 1862 году месье Жозеф совершил победоносное турне по Европе, бросая вызов мастерам английского бокса, фехтования на палках и прочим бойцам. Ни в одном из матчей не потерпел поражения.

В 1871 году принял участие в революционном движении Парижской коммуны и после поражения коммунаров бежал в Бельгию. За 8 лет эмиграции основал первый клуб французского бокса за пределами Франции и полностью разработал свою собственную систему, опубликовав ее в знаменитом трактате 1877 года, который определял облик и содержание французского бокса ближайшие 60 лет.

Благодаря своей славе Шарлемон был амнистирован и вернулся на Родину, где основал знаменитую «Академию французского бокса». Преимущественно мэтр с данного момента интересовался коммерческой стороной вопроса, привлекая состоятельных клиентов. Во избежание конкуренции он подготовил всего двух преподавателей, способных его заменить. Первым был его сын Шарль, а вторым – Виктор Кастер. В последствии это и затормозило развитие французского бокса.

Последний бой Шарлемон провел в 57 лет с одним из последних представителей классического савата Жину и одержал сокрушительную победу.

Ушел из жизни Пьер-Жозеф Шарлемон на 91-м году жизни.

Шарль Шарлемон как и отец не знал поражений, а в 1900 году получил титул первого чемпиона мира по французскому боксу. Шарль продолжил коммерческий подход предка к спорту, чем подготовил почву для его упадка. В добавок к этому Мировая война 1914-1918 гг. погубила и сделала инвалидами тысячи боксеров.

Последний чемпионат Франции состоялся в 1937 году: зал академии Шарлемонов закрылся в 1938 году.

Прожив 97 лет, 83 из них Пьер Барузи посвятил французскому боксу, ибо пришел в зал Шарля Шарлемона 14-летним мальчишкой, а умер 17 декабря 1994 года, будучи почетным президентом-основателем Федерации французского бокса, созданной им в 1975 году.

11 раз был чемпионом Франции в среднем, полутяжелом и тяжелом весах, за что получил уникальный титул чемпиона Франции всех категорий. Также был чемпионом Франции по английскому боксу, профессионально преподавал фехтование и имел черный пояс по дзюдо.

В 1924 году французский бокс был представлен на IX Олимпийских играх в Париже, где Пьер Барузи, будучи средневесом провел сразу две встречи с чемпионом Франции в полутяжелом весе и чемпионом Бельгии в среднем весе. Последний свой поединок провел в 70 лет.

Месье Пьер два раза призывался добровольцем на войну в 1915 и 1940 гг, оба раза был тяжело ранен, имел множество военных наград.

В годы немецкой оккупации с 1940 по 1944 и вплоть до 1954 года граф Барузи и делал все, чтобы не предать забвению искусство французского бокса: за свой счет арендовал залы, нанимал тренеров, издавал журнал о савате вплоть до 1960 г.  В 1941 году, вернувшийся с фронта знаменитый французский боксер Люсьен Альё примкнул к графу и совместно с Гастоном Прево основал «Эколь нормаль де бокс» — среднеспециальное учебное заведение, выпускники которого получали дипломы тренеров по французскому боксу. А в 1948 году выпустил книгу «Французский бокс».

Наконец спустя 20 лет в 1965 году Барузи удалось создать Национальный комитет французского бокса сават, объединивший около 30 клубов по всей стране. Через десять лет комитет был преобразован в Федерацию. А еще через 10 лет федерация насчитывала уже 25000 членов.

Благодаря усилиям графа в 1985 году была создана Международная федерация французского бокса сават, объединившая 14 стран, включая все передовые страны Европы. А также Африки.